Несмотря на широкое внедрение блокчейна в разные сферы деятельности, до сих пор отсутствуют соответствующие нормативные документы. Это затрудняет юридически грамотное проведение сделок, решение в судебных инстанциях спорных вопросов. Давайте рассмотрим актуальное правовое регулирование блокчейн, перспективы создания законодательной базы.
Основы правового регулирования
Для уточнения перечня проблем нужно предварительно изучить принципы новых технологий. Блокчейн – это цепочка записей, которая формируется в ходе вычислений по установленному алгоритму. Каждый отдельный элемент (блок) содержит метки времени создания. Его добавление в общий массив происходит после совместного согласия нескольких участников децентрализованной сети. Консенсус подтверждает соответствие данных и одновременно препятствует вмешательству посторонних лиц.
Преимущества подобных систем:
- доступность широкому кругу пользователей;
- исключение посреднических операций и централизованного управления;
- повышенная надежность, обеспеченная распределенным хранением реестра;
- анонимность и бесконтрольность членов сообщества.
Любой человек, имеющий подключение к Интернету, способен загрузить специализированное ПО и начать работу. Простота и хорошая защищенность технологии пригодились для создания биткойна и других криптовалют. Только владелец сложного секретного ключа имеет полный доступ к этим денежным средствам. При соблюдении элементарной предосторожности исключено хищение в результате хакерских атак.
Сегодня технологию используют для создания «умных» контрактов, подтверждения авторства, права собственности. Финансовое обеспечение новых проектов получают с помощью краудфандинга. Механизмы первичного размещения активов (токенов) на рынке сходны с обычной IPO – публичной продажей акций.
Приведенные аспекты объясняют необходимость скорейшего исправления ситуации «правового вакуума». Новизна продукта вызывает затруднения даже в базовых определениях. Криптовалюту иногда путают с электронными деньгами. Между тем, она создается не эмиссионным центром, а участниками сети (майнерами). Ее курс определяется рыночными условиями без жесткой «привязки» к определенной фиатной валюте.
Электронные деньги, например, признаются в качестве официального платежного средства. Отечественные системы предлагают для полноценного пользования обязательную регистрацию. Это подразумевает возможность контроля государственными фискальными органами. Правовые отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ (ст. 128).
В Федеральном законе № 161 от 27 июня 2011 года («О национальной платежной системе») дано определение электронным деньгам. Отмечена допустимость выполнения расчетных операций с ними без обязательного открытия счета в банке. Криптовалюта не может быть аналогом, так как она не имеет реального обеспечения в денежной форме. Ее применение в качестве платежного средства также не определено законодательно.
Ниже приведены типичные вопросы, которые возникают в ходе судебных разбирательств:
- Покупку криптовалюты рассматривают как операции с азартными играми, где подразумевается риск потери финансовых средств.
- Ее нельзя признать полноценными деньгами по причине затруднений с определением действительной стоимости.
- Сложно, а в некоторых случаях невозможно, идентифицировать реального владельца биткойнов или другого актива.
- Отсутствие отчетной документации (централизованного хранилища) исключает проверку истории.
Отдельно следует изучить краудфандинг. Его можно оформить обычным договором купли-продажи (в ином виде). Однако возникают затруднения с правовым статусом токенов. Законодательством РФ (ГК, ст. 142) установлен ограниченный перечень, в котором данный инструмент отсутствует. Необходимо подчеркнуть, что в некоторых странах действует полный или частичный механизм признания этой производной криптовалюты, как разновидности ценных бумаг.
Правовые основы регулирования блокчейн-технологий: мировая практика
В конце 2017 г. опубликован доклад International Bar Association (Международной ассоциации специалистов в области юриспруденции). Он не является обязательным к исполнению законодательным актом, однако дает корректные определения основным понятиям:
- блокчейну и первой криптовалюте, биткойну;
- децентрализованной организации цифровой системы;
- распределенному способу хранения данных;
- подтверждению операций с применением мультиподписей;
- одноранговой (пиринговой) схеме сети.
В частности, надо отметить отсутствие определенной стоимости виртуальной валюты. Ее часто используют для игровых расчетов. Несмотря на возможность покупки за реальные деньги, она не котируется на финансовом рынке. Криптовалюту приобретают по действующему курсу в специализированном обменном пункте, на бирже.
Однако подобные международные решения – большая редкость. Несмотря на значительный оборот криптовалют, глобальное правовое регулирование отсутствует. Отдельные государства принимают следующие практические решения:
- используют имеющиеся нормы законодательства;
- создают специальные дополняющие нормативы;
- определяют криптовалюту в качестве эквивалента стоимости вещей (услуг) без детального пояснения сути технологии;
- изучают блокчейн, собирают статистику и другие данные для подготовки изменений правовых актов.
Следует отметить, что несколько центральных банков реализуют проекты собственных криптовалют. Венесуэла, например, создает новые цифровые деньги на основе блокчейна. Планируется установить прямую зависимость курса от стоимости барреля нефти. Этим способом правительство собирается устранить разрушительные для экономики последствия роста инфляции.
Ниже перечислены другие известные мероприятия:
Страна | Год | Действия, важные особенности |
США | 2016 | Рассмотрение в Конгрессе тематического билля. Предполагается создание механизмов, обеспечивающих доступ рядовых пользователей к новым финансовым инструментам с применением блокчейна. |
США | 2016 | Решение суда о признании биткойна имуществом, а не обычными деньгами. |
ЕС | 2015 | Центральный банк Евросоюза сообщил о преждевременности создания правовых норм для обращения криптовалют. |
ЕС | 2015 | Судебное постановление о непризнании биткойна материальным активом ценной бумагой. В нем же сделано определение криптовалюты как полноценного платежного средства. |
Израиль | 2016 | Начало действия закона, в котором виртуальная валюта признана инструментом финансового рынка. Приобретение и продажа таких активов отнесена к лицензируемым видам деятельности. |
Федеральная резервная система США публиковала сообщения о работе над выпуском национальной криптовалюты. Канадский Центробанк проводил практические эксперименты с платежами. В настоящее время на основе блокчейна реализуют проекты в страховании, торговле. С применением этой технологии создают реестры собственников недвижимости, автоматизируют оформление доверенностей и другие нотариальные операции. Она находила использование для идентификации людей в рамках программ приема беженцев (Функциональное подразделение ООН, 2017 г.).
Особенности регулирования технологии на территории России
Обсуждение темы отечественными экспертами началось одновременно с появлением действующей криптовалюты в 2009 г. Первой реакцией властей России после ознакомления с технологией было рассмотрение новых запретительных мер. Можно вспомнить о предложениях в конце 2017 г., которые подразумевали установление уголовной ответственности. Формальным основанием заявлено наличие единственного законного платежного средства, российского рубля.
Но с апреля 2018 г. ситуация изменилась. Премьер-министр поручил изучить перспективы применения блокчейна для решения управленческих задач федерального уровня. Соответствующие коррекции предполагается внести в программу правительства «Цифровая экономика РФ», рассчитанную на период с 2017 до 2025 года. Специальным распоряжением она была утверждена в июле 2018 г. Через месяц началось формирование профильного комитета. Его главной задачей стало создание стандартов технологии блокчейн, систем на базе распределенного способа хранения и обработки информации. Как утверждают ответственные лица, комплексное решение поставленных задач будет не ранее, чем через 1,5-2 года.
Инициатор / дата | Законодательный документ | Особенности |
Минфин РФ/ 25.01.2018 г. | «О цифровых финансовых активах» | В проекте предложены юридически корректные определения блокчейну, иным терминам. Рекомендовано проводить монеты в учетной документации как имущество. Майнинг предполагается считать предпринимательской деятельностью с добавлением соответствующих требований в налоговое законодательство. |
Депутаты ГД/ 20.03. 2018 г. | «О цифровых финансовых активах» | Дополнительно предлагается установить систему верификации для пользователей бирж, торгующих криптовалютой. |
В. Володин, П. Крашенинников/ 26.03.2018 г. | «О внесении изменений в ГК» | Утверждение кодировок для «умных» контрактов, токенов, других тематических определений. |
Правовое регулирование технологии блокчейна в РФ Минкомсвязи желает дополнить регулятором эмиссии ICO. В проекте предполагается лицензирование предприятий и организаторов, определение достаточных условий, механизм выкупа токенов.
Директор успешной коммерческой компании должен действовать без ошибок даже в условиях недостаточной правовой определенности.Для получения необходимых знаний о технологии можно обратиться в Школу бизнеса МГИМО МИД РФ. За приемлемую плату там предоставляется квалифицированное обучение на тематических курсах.
Делитесь собственным опытом работы в сфере блокчейна и задавайте вопросы в комментариях к статье.
Смотрите это видео на YouTube
Смотрите это видео на YouTube