За последние несколько лет понятие «блокчейн ICO» обрел небывалую популярность. Это новая форма привлечения инвестиций, которая тесно связана с майнингом криптовалют. Грамотное вхождение в ICO проект позволяет получить внушительную прибыль, но основная сложность заключается в выборе перспективной идеи. Количество ICO растет с каждой неделей и многие из них даже не выходят на биржу, из-за чего сам инструмент привлечения инвесторов поддается серьезной критике.
В этой статье мы детально изучим механизм ICO, ключевые этапы успешного выхода на рынок, безопасность и потенциальные угрозы для инвестирования.
Определение ICO и блокчейн технологии
Термин «ICO», или же первичное размещение монет (Initial Coin Offering) является максимально приближенной к краудфандингу формой инвестиций. Также его часто сравнивают с более традиционным IPO (Initial Public Offering), где основной задачей является первичная продажа акций компании через биржу. В ICO вместо акций осуществляется продажа токенов, которые реализуются на базе блокчейн системы. Токены – цифровой ресурс, который обеспечивает инвесторам определенные услуги внутри платформы или возможность зарабатывать на их продаже по более высокому курсу (только после успешного выхода компании на биржу). Токены можно обменять на фиатную валюту или криптовалюты.
Смотрите это видео на YouTube
Существует три вида токенов:
- Equity tokens – имеют управляющую функцию и позволяют держателям оказывать влияние на реализацию конкретной программы. Владельцы Equity токенов даже могут инициировать закрытие проекта с последующим возвратом вкладов;
- Utility tokens – имеют ценность только на внутренней онлайн-платформе (различного рода привилегии, особые статусы на ресурсах, альтернатива валюте в онлайн играх и тд);
- Asset-backed tokens – представляют собой обязательства, которые распространяются на реальные товары или услуги компании.
Исключения составляют токены, которые не дают каких-либо обязательств владельцам. Одним из самых известных представителей подобных токенов стал проект Block.one.
Основным отличием ICO от IPO считается сама система привлечения финансов. Для этого компания использует криптовалютный кошелек, потому инвесторы приобретают токены за биткоины или альткоины. Еще одним популярным сравнением ICO, которое раскрывает его суть и принципы, является краудфандинг платформа Kickstarter. Основной задача выставляемого проекта на платформе – привлекать инвесторов, которым гарантируется ряд привилегий.
Читайте также: Что такое ICO? – Полный разбор.
Важно! В отличие от IPO, которым пользуются уже сформированные компании с определенным капиталом (выход на биржу стоит компании от полумиллиона до миллиона долларов), требования для создания ICO стартапа несопоставимо меньше. Технически, организовать запуск ICO можно даже без существования компании, логотипа и прочих обязательных атрибутов IPO. Достаточно иметь идею и команду, которая при должном внимании инвесторов и правильной реализации выльется в собственный успешный бизнес.
ICO собрал основные функции IPO, исключая любые сдерживающие факторы. Для его запуска даже не требуется детальное погружение в сферу криптовалют. Достаточно понимать основы и уметь управляться с криптовалютным кошельком. Всё это дает как ряд преимуществ в виде легкости создания проекта и привлечения финансирования, так и минусы, в большей степени связанные с рискованностью вложений и отсутствием какого-либо финансового регулирования. По мере спада завышенного ажиотажа вокруг технологии и «пустых проектов», система начинает приносить реальные плюсы, постепенно меняя тенденции в мировой экономике.
Этапы и запуск ICO
Выпуск ICO проекта имеет 4 основных этапа. Каждый из них является рубежом, который определяет потенциальный успех.
- Анонс нового ICO. На этом этапе создатели проекта объявляют его основную цель, пытаются сделать поверхностный или детальный обзор идеи и рассказывают о возможности ее воплощения. На этой стадии общая схема стартапа существует только на бумаге, подкрепляемая исключительно энтузиазмом создателя. Новости и анонсы публикуются в социальных сетях, СМИ и специализированных ресурсах. Это стадия активных переговоров между создателем стартапа и потенциальными инвесторами, которым демонстрируют, почему они должны обратить внимание на проект;
- Оферта об инвестировании. Она поступает от юридического лица, к которому прикреплен стартап. На этом этапе создается сайт компании, также автор идеи может проводить подробные презентации. В отличие от первого этапа, основная задача этой стадии – привлечение инвестиций для старта;
- Запуск рекламной кампании. Когда заложена основа для стартапа, запускается массовая пиар кампания. На этой стадии известно гораздо больше подробностей, имеются технические детали, а общее устройство проекта становится понятным для массовой аудитории;
- Непосредственный запуск продаж или «токенсейл». Продажи запускаются на криптовалютных биржах и внутреннем уровне. Сам вывод ICO на этот этап считается своеобразным подтверждением успешности проекта и внимания инвесторов к идее.
Несмотря на то, что четвертый этап не гарантирует полной успешности стартапа, статистика показывает, что такие ICO более успешны. Потому инвесторы склонны больше доверять тем проектам, которые могут выходить на биржу.
Может ли быть ICO без блокчейн?
Все успешные проекты ICO и блокчейн неразрывно связаны. На август 2018 года экономисты только начинают внедрять альтернативные идеи, как можно использовать данную форму привлечения инвестиций без блокчейн системы, которая является основой. Но помимо спецкурсов и конференций, реальные решения не обрели особой популярности. Блокчейн обеспечивает главное преимущество и основу ICO в виде:
- Децентрализации;
- Отсутствия коррупции;
- Гарантии безопасности данных за счет записывания транзакций в цепочках блоков;
- Прозрачности операций;
- Исключение посредников и банков.
Преимущества блокчейн позволяют решить основные проблемы мировой экономики. Аналитики уже делают прогнозы о том, что через несколько лет не менее 10% от мирового ВВП будет храниться на блокчейн системе. Это внушает доверие крупнейших инвесторов, которые активно вкладывают средства в перспективные криптовалюты.
Критика ICO
Несмотря на преимущества, ICO поддается немалой доле критики. В основном она относится к непомерно растущему количеству проектов, большинство из которых представляют собой «мыльный пузырь» или скам (хищение средств).
Смотрите это видео на YouTube
Наряду с успешными стартапами, которые привлекли сотни миллионов (EOS, Bancor, Tezos и прочие), существуют и большие провалы, которые изрядно испортили репутацию ICO. Наглядным примером можно считать DAO – провалившийся проект, которому удалось привлечь десятки миллионов инвестиций. Из-за ошибки в коде смарт-контракта, злоумышленнику удалось похитить около $60 млн. Несмотря на то, что сумма позднее была возвращена, это привело к крупным последствиям для сети Ethereum.
Основная критика ICO направлена на растущее количество нелепых или изначально мошеннических стартапов, целью которых является не воплощение идеи, а быстрое обогащение. Как результат – инвесторы вынуждены провожать вниманием даже потенциально успешные стартапы из-за определенного недоверия к самому финансовому инструменту. Аналитики прогнозируют изменение ситуации в ближайшие 1-2 года, особенно когда в США уже внедряется правовое регулирование ICO.
Заключение
Специалисты не сомневаются, что в будущем стоимость проведения ICO будет расти. Это позволит вывести более перспективные проекты и создать определенный барьер для мошенников. Также это очевидный сдерживающий механизм, который поможет снизить количество создаваемых проектов. Тем не менее, большинство экономистов не сомневаются в том, что блокчейн стартапы будут развиваться параллельно криптовалютной отрасли и окажут выраженное влияние на мировую экономику.
Видео: ЧТО ТАКОЕ ICO — зачем его проводят и как в него инвестировать?
Смотрите это видео на YouTube
Видео: Блокчейн – самое простое объяснение работы технологии
Смотрите это видео на YouTube